Предпрофильная и профильная подготовка учащихся
в МОУ "Жиганская средняя общеобразовательная школа" 2005г.

Жиганская средняя школа работает над проблемой дифференциации в обучении с 1995 года. История возникновения профильных классов в нашей школе связана с открытием разноуровневых групп. Впервые такие группы в нашей школе появились в 1994 году: Иванова Надежда Мироновна работала с повышенной группой обучения по русскому языку в 6 классе, Гизатуллина Антонина Сергеевна - по математике в 7 классе, Софийская Мария Николаевна - в 8 классе по английскому языку. В 1997 начали работу группы Долгомировой Алевтины Михайловны по русскому языку в 7 классе и Полищук Галины Ивановны по математике в 7 классе. Таким образом, были созданы группы повышенного и базового уровня обучения по математике, русскому языку и английскому языку с сохранением классов. Дальнейшим этапом дифференциации стало создание профильных классов.

Так, в 1997 году был открыт профильный 5 класс с углубленным изучением английского языка (кл. рук. Шадрина А. Н.), и профильный 5 класс с углубленным изучением математики (кл. рук. Ксенофонтова М. И.). На базе этих классов в 2002 году были открыты профильные гуманитарный и политехнический классы.

Начиная с 1999 года в целях дифференциации и поддержки способных учащихся начали открываться профильные классы на базе 10 классов.

Открытие профильных классов в Жиганской средней школе с 1999 по 2005 учебные года

Учебный год
Профиль
Охват профильным обучением
1999-2000
1. Естественно-математический класс (кл. рук. Протопопова В. В.)
17
2000-2001
1. Гуманитарный класс (кл. рук. Семенова М. Г.)
2. Естественно-математический (кл. рук. и уч. математики и физики Чеботаева Т. В.)
14
20
2001-2002
1. Естественно-научный класс (кл. рук. Шадрина П. И.)
12
2002-2003
1. Гуманитарный (кл. рук. Шадрина А. Н.)
2. Политехнический класс (кл. рук. Ксенофонтова М. Н.)
3. Военно-спортивный (кл. рук. Ким А. А.)
4. Естественно-научный (кл. рук. Ермакович А. М.)
21
18
13
15
2003-2004
1. Естественно-научный (кл. рук. Ефимова Л. И.)
2. Политехнический (кл. рук. Дунаева Е. В.)
3 .Гуманитарный класс (кл. рук. Элебесова С. Э.)
19
19
15
2004-2005
1. Естественно-научный (кл. рук. Ермакович А. М. )
2. Политехнический (кл. рук. Корякина К. В.)
3. Гуманитарный (кл. рук. Семенова М. Г.)
4. Социально-экономический (кл. рук. Михайлова Л. Н.)

12
19
15
16

2005-2006
1. Естественно-математический (кл. рук. Дунаева Е. В.)
2. Гуманитарный (кл. рук. Ксенофонтова М. И.)
3. Художественно-эстетический (кл. рук. Васильева М. П.)
21
14
15
Всего:
18 профильных классов
2950

Таким образом, ежегодно увеличивается количество учащихся, охваченных профильным обучением. По желанию учащихся также увеличивается количество профилей.

Среди мотивов выбора, как в предыдущие годы, преобладает практическая значимость учебных дисциплин для дальнейшего профессионального самоопределения школьников, а также личностные интересы и склонности учащихся, уверенность в своих силах.

Учащиеся этих классов показывают стабильно хорошие результаты обучения, оптимально качественный уровень подготовки, что во многом объясняется вариативностью и профилизацией содержания образования, изменением учебных планов, внедрением авторских программ, учебных курсов, применением эффективных технологий учителями, возможностью выбора предмета для итоговой аттестации, ростом профессионального уровня деятельности, повышением творческой активности, гуманистическим стилем общения и отношений детей и взрослых.

Итоги успеваемости выпускников профильных классов (11-е классы)

2002-2003
2003-2004
2004-2005
Всего учащихся к концу года
12
67
53
% успеваемости
100
100
100
% качества
8,3
13,4
37,7

Среди учащихся профильных классов есть 3 золотых медалиста: это Дунаева Ирина Викторовна учится в Санкт-Петербургском экономическом институте "Финансы и кредит" (ест-мат проф), Долгомирова Татьяна Васильевна - Финансово-экономический институт ЯГУ "Менеджмент организации" (ест-мат проф), Андросова Екатерина Михайловна - Санкт-Петербургская государственная академия гражданской авиации "Управление авиапортовыми комплексами" (политехн. проф.); а также 3 серебряных медалиста: Егорова Марианна Егоровна - ФИЯ ЯГУ (ест-мат проф.), Давыдова Елена Александровна - Сибирская академия цветных металлов "Технолог" (Ест-мат проф.), Щучинова Ольга Леонидовна - Марийский ГУ "Финансы и кредит" (ест-мат проф.).

С 2004 года введена предпрофильная подготовка. За счет организации предпрофильной подготовки в 9-х классах происходит понимание того, чем предстоит заниматься ученику в старшем звене. Для более полного развития личности каждого старшеклассника школа предлагает обучающимся элективные курсы. В девятом классе элективные курсы образуют основу предпрофильной подготовки, посещая их ребенок определяет для себя, в какой профиль он хотел бы пройти далее. Для того, чтобы каждый элективный курс соответствовал всем требованиям разработки их защита проходит на улусном экспертном совете.

Учителями школы разработаны такие элективные курсы как:
- "Химия и экология", составлена учителем химии и биологии Ермакович А. М;
- "Химия и здоровье человека" - учителем химии и биологии Петровой Р. Н.
- "Я - подросток. Я среди других людей" (программа уроков психологии) - методистом воспитательной работе Суляндзига Т. Н.
- "Батик" - учителем ИЗО, черчения Васильева М. П.
- "Основы потребительских знаний" - учителем истории Андреевой Я. С.
- "Математика вокруг нас" - учителем математики Васильевой М. Н.
- "Технология тестов" - учителем математики Абрамовой Д. А.
- "Выбор профессии" - школьным психологом Протопоповой В. В.
- "Нестандартные задачи по математике" - учителем математики Ксенофонтовой М. И.

Далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, и часто выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно. Во избежание этой проблемы мы включили в предпрофильную подготовку занятия с психологом. Предмет "Технология" преподается с 9-го класса. А в среднем звене проводятся занятия, направленные на подготовку учащихся к выбору профессии.

Для открытия профильных классов мы учитываем желания и запросы родителей учащихся и самих учащихся. Для выявления этих запросов служит работа школьного психолога совместно с завучем по НМР по определению социального заказа.

Формирование 10-х профильных классов осуществляется согласно локальному акту "Положение о профильном классе". Вместе с тем, в нашей школе, существует следующая технология набора в профильные классы:
1. Проведение общих родительских собраний для родителей 9-классников (информирование об открывающихся классах, о выборе профиля учащимися, содержание и технологии обучения и т. д.).
2. Проведение классных родительских собраний (информация о выборе детей в данном классе, разъяснение вопросов, возникающих у отдельного родителя)
3. Анкетирование 9-классников по определению выбора профиля учеником (проводится 3 раза в год).
4. Определение педагогического состава в каждом профильном классе, учебного плана.
5. При зачислении учащихся в профильные классы учитываются желание ученика, экзаменационные оценки по профильным предметам, портфолио. Портфолио способствует повышению уровня мотивации, активизирует учебную и познавательную деятельность, дает возможность учащимся настроиться на анализ собственных результатов.

В школе постоянно ведутся исследования профессиональных интересов учащихся среднего звена. Чтобы расширить представления детей о мире профессий ежегодно проводятся конкурсы "Знатоки профессий" среди уч-ся 5-8 классов. Составлена программа развития учебно-познавательных мотивов "Мир профессий", она может быть использована классными руководителями и учителями-предметниками. Цель данной программы: формирование учебно-познавательных мотивов возможности испытывать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; формировании целостного знания, потребности в творческой деятельности; создания для ребенка возможностей расширить представление о мире. Ведутся диагностические исследования по выявлению интересов и склонностей среди учащихся 9-х классов. Проводится анкетирование "Мой выбор", который проходит в 3 этапа: в сентябре, декабре и апреле для мониторинга изменений желаний учащихся. Практическая значимость работы заключается в оказании помощи в познании личностных качеств, возможности способностей и интересов, в выборе профиля в 10-м классе, в коррекции личных профессиональных планов. Наряду с этим используются такие методы как беседы, анкетирования, тестирования и другие методики. В итоге каждый учащийся 11 класса может проверить свои возможности. Для этого в нашей школе ежегодно проводится тематическая неделя "Мир профессий" в рамках которой проводится конкурс "Педагогическая звездочка" для будущих педагогов, "Люди в белом" для будущих медиков, "Экономика, рынок и специалист" для будущих экономистов, "Агент 02" для будущих юристов и т. д. Такие игры-конкурсы являются своего рода тренинговыми занятиями, в ходе которых проявляются творческие способности, способности радоваться. (фотографии)

С 1995 года каждое лето ведут работу профильные лагеря. Первым и постоянным работником является Софийская М. Н. - учитель английского языка, заслуженный учитель РС(Я), учитель высшей категории. В своей работе она широко использует национально-региональный компонент, воспитывает в детях чувство любви и уважения к своей родине.

С начала введения профильного обучения в нашей школе были проведены тематические педсоветы по проблемам профилизации, содержании и организации предпрофильного обучения, семинары по данной теме, родительские собрания "Как помочь подростку выбрать будущую профессию", "Профильное обучение" выработаны рекомендации. Во всех профильных классах работают учителя, имеющие большой педагогический опыт. Несмотря на нехватку учебно-методической литературы наши учителя находят возможность разнообразить свои уроки, применяя новые педагогические технологии. Так, Ермакович А. М. - учитель химии и биологии применяет тестовые технологии, Дунаева Е. В. - учитель физики применяет обучающие программы на уроках, Корякина Л. П. - учитель математики использует зачетную систему, Ильинова С. Д. - учитель русского языка и литературы использует описательно-иллюстративный и коллективный методы обсуждения.

С 1999 года в школе переоборудован кабинет информатики, который полностью оснащен новыми компьютерами, имеется подключение к Интернету, электронная связь, работает сайт школы. В школе работают предметные кабинеты, где накоплен богатый материал по разделам. В 2005 году открыт мультимедийный кабинет.

Учащиеся в нашей школе, пользуясь свободным правом выбора профиля, имеют возможность заниматься и проявить себя как творческую личность в определенных областях знаний, что позволяет им наилучшим образом определиться в выборе своей будущей профессии.

В вопросе эффективной организации и проведения профильного обучения в школе мы видим и те задачи, которые необходимо еще решить педагогическому коллективу:
- корректировка содержания профильного обучения;
- вооружение учителя новыми технологиями, формами и методами работы с учащимся по его развитию;
- совершенствование работы психологов в вопросах профессиональной ориентации;
- совершенствование системы мониторинга уровня обученности учащихся и форм диагностирования учащихся по определению уровня их подготовленности к профильному обучению и интеллектуального развития.

Заместитель директора по НМР: Лукина Г. С.

Назад

Hosted by uCoz